В предыдущей заметке, посвященной «Прикладному Лоховедению», перечислены негативные рекомендации, как перестать быть лохом. То есть объяснялось, что НЕ делать и каким быть НЕ нужно. Каковы же положительные рекомендации?
Если вдумчиво выписать качества, являющиеся противоположностью индивиду, описанному в «Лоховедении» как лох, получается примерно следующий список предписаний:
Будь честным и с близкими, и с самим собой.
Следуй договоренностям и выполняй взятые на себя обязательства.
Проявляй благодарность.
Будь вежлив и доброжелателен.
В пределах разумного питай легкое отношение к деньгам и материальным ценностям.
Обдуманно разделяй успех с теми, кто этого заслужил. Выражай щедрость обоснованно.
Стань активным. Генерируй идеи и переноси их в жизнь.
Будь храбр и питай готовность идти в своих целях на разумный риск.
Представленный выше список выглядит довольно удивительно, потому что не представляет собой какое-либо открытие, а сходится с моралью общественности. Людей обучают ей чуть ли не с рождения, но впрок это им в большинстве случаев не идет. В результате все равно получаются лохи – глупые, спесивые, аморфные, алчные до материального потребления, завистливые. Они всегда сами себя обманывают, используя двойные стандарты мышления.
А ведь приведенный список почти весь соответствует поведенческой стратегии, которую благополучные люди передают из поколения в поколение своим детям. Она действительно действует, дает желаемые результаты – большие или меньшие, но в любом случае не грозит никакой кризис среднего возраста. Всю эту стратегию вполне уместно назвать одним термином «благородство».
Почему же людям не удается привить благородство лохам? Это происходит оттого, что учить этим вещам детей должен человек, имеющий для них авторитет и сам наделенный этими чертами. Авторитет имеют мамы и папы, но в жизни действуют не по списку. Педагоги в школах не имеют авторитета, при этом с наличием нужных качеств тоже все печально. Вот и выходит, что общество лохов воспроизводит только новых лохов.