Взаимодействие таможенных органов стран-членов ЕАЭС в сфере противодействия таможенным правонарушениям

С вступлением Российской Федерации в Евразийский экономический союз, функционирование внешней экономики усиленно двигается вперед и приводит как к подъему экономики, так и к распространению противозаконности. Сегодня на территории Евразийского экономического союза и РФ значительно возросло количество правонарушений и преступлений.
В настоящее время таможенные правонарушения представляют большую угрозу национальной безопасности. Дефиниция таможенного правонарушения требуется для того, чтобы осуществить комплексный подход к ним, определить компетенцию таможенных органов в рамках этого вопроса, а также обеспечить взаимодействие между таможенными службами разных стран. Обозначение таможенных правонарушений реализуется на трех уровнях: двусторонним, региональном и общем. Обычно регулировка на региональном уровне производится в рамках таможенных союзов, которые предусматривают целостный подход к таможенным правонарушениям. Для того, чтобы правильно определить понятие таможенного правонарушения и в дальнейшем им пользоваться, необходимо обратиться к международно-правовым актам. Так, основополагающим документом, который устанавливает определение таможенного правонарушения, выступает Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенная в Киото в 1973 году. Определение таможенного правонарушения сформировано в Специальном приложении Н конвенции как любое нарушение или его попытка законодательства в области таможенного дела. Точно такое же определение установлено в Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, заключенной в Найроби в 1977 г. Целью заключения данной конвенции является противодействие правонарушениям в области таможенного дела совместной координацией усилий и сотрудничеством таможенных органов различных стран.
Актуальность темы заключается в том, что в последнее время произошли изменения в социально-политической и экономической сфере. Они явились следствием образования единого экономического пространства, высвобождения внешнеэкономической деятельности, последствием чего экономика России открылась для интернационального сообщества.
Таким образом, открытие экономики послужило причиной и росту правонарушений и преступлений в таможенной сфере. Главным звеном противозаконности и угрозой таможенной безопасности является контрабанда. Первостепенная задача таможенных органов состоит в том, чтобы найти и выявить объект контрабанды. Как правило, в большинстве случаев незаконно перемещаются такие предметы, как наркотики, различные психотропные и ядовитые вещества, культурные ценности. Вследствие этого таможенные органы обязаны более тщательно формировать свои действия по обнаружению контрабанды. Безусловно, возникают трудности, которые иногда не позволяют разоблачить незаконное перемещение товаров и транспортных средств. Такими затруднениями могут служить то, что обособленные пропускные пункты находятся на значительном расстоянии от линии границы государства, а также недостаточное наличие техники таких пунктов. Стоит отметить, что преобладающее множество запрещенных к ввозу веществ, ввозится именно в качестве контрабанды. Причиной этого является образование и функционирование в России большого рынка сбыта таких товаров, плюс ко всему РФ могут использовать как страну-транзит. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств увеличивается и с продвижением пассажирского и грузового потоков через таможенную границу. В настоящее время в таможенных органах можно отметить недостаток материально-технического обеспечения, в результате чего проводимый ими таможенный контроль является неэффективным. Эти и другие проблемы не позволяют функционировать таможенному контролю в полной мере. Для ликвидации таких проблем нужно правильно оборудовать границы государств-членов ЕАЭС, сформировать современные таможенные терминалы, реализовать сеть постоянных и транспортабельных инспекционно-досмотровых комплексов, для эффективной работы таможенных органов ввести новые улучшенные средства в информационной и технической сфере. Также, обращаясь к правоприменительной практике и стандартам международного уровня, необходимо модифицировать законодательство в области таможенного дела в ЕАЭС. Чтобы улучшить результативность выявления незаконного перемещения товаров, перемещаемых авиатранспортом, необходимо усовершенствовать досмотр всех пассажиров, членов экипажа и багажа. Кроме того, необходимо взаимодействие между таможенными органами стран-членов ЕАЭС для обмена информацией и проведения обязательных мероприятий по выявлению и пресечению контрабанды.
Большую роль в сотрудничестве государств в рамках данной проблемы играет унификация нормативно-правовой базы таможенного законодательства. Рассмотрим каким образом осуществлялось взаимодействие в противодействии правонарушениям в области таможенного дела на протяжении формирования этапов наднационального таможенного законодательства. Для унификации таможенного регулирования Решением Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. были утверждены Основы таможенных законодательств государств – членов Содружества Независимых Государств. Данный документ содержит базисные нормы об административных нарушениях, их видах, в частности о контрабанде, а также общие понятия и правила осуществления дознания, деятельности в оперативно-розыскной сфере, производстве по делам об административных правонарушениях. Со вступлением в силу Таможенного Кодекса Таможенного Союза его государствам необходимо было утвердить меры по унификации таможенного законодательства в области охраны от противоправных посягательств. Такими документами стали «Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза», «Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» и принятие решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам». В соответствии с вышеуказанным договором каждой стране Таможенного Союза необходимо было модифицировать свое законодательство в части уголовной ответственности за таможенные нарушения ТС, а также привести определения таких действий к унификации.
В рамках данной статьи остановлюсь на нормах уголовного законодательства стран -членов ЕАЭС по вопросам контрабанды.
Произведя анализ источников уголовного права участников ТС, можно сказать о том, что процесс сближения недостаточно закончен. Таким образом, большую значимость имеет вопрос об унификации уголовной ответственности за нарушения таможенного законодательства и единообразия определений таких противоправных деяний уже в современном ЕАЭС. Безусловно, уголовные кодексы участников ЕАЭС включают в себя преступления, составы которых схожи по критерию незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Но также, стоит отметить, что сущность и виды данных составов не тождественны и имеют значительные различия, что не удовлетворяет требованиям современного уровня объединения. Рассмотрим сходства и различия законодательств стран-членов ЕАЭС на понятии контрабанды.
В уголовном кодексе, в частности в ст. 215 Республики Армения контрабанда подразумевает под собой незаконное перемещение через таможенную границу культурных ценностей в крупном размере, которые совершаются следующим путем: сокрытия перевозимых товаров через границу; использования поддельных документов. Все деяния, предусмотренные данной нормой, считаются совершенными в крупных размерах в том случае, если стоимость перемещенных товаров или предметов превышает двухтысячекратный минимальной заработной платы, который был установлен на момент совершения преступления. Согласно кодексу Армении квалифицированным составом контрабанды культурных ценностей является совершение идентичных действий: должностным лицом с использованием своего должностного положения; лицом, которое освобождено от прохождения некоторых форм таможенного контроля, или лицом, которое имеет право на перемещение через таможенную границу отдельных товаров или транспортных средств, отстраненных от общепринятых форм таможенного контроля; с употреблением насилия к лицу, которое проводит таможенный контроль; организованной группой.
В ч. 1 ст. 228 УК Республики Беларусь контрабанда подразумевает под собой незаконное перемещение через таможенную границу культурных ценностей в крупном размере, которые совершаются следующим путем: сокрытия перевозимых товаров через границу; использования поддельных документов, а также совместно с недекларированием или недостоверным декларированием, осуществляемым умышленно. В данном кодексе на дифференциацию уголовной ответственности влияют признаки ее характеризующие, то есть во второй части статьи санкции ответственность более строгаю по сравнению с первой. Квалифицированным же составом является незаконное перемещение культурных ценностей группой лиц по предварительному сговору; лицом, которое уже было осуждено за контрабанду; лицом, которое имеет право на перемещение через таможенную границу отдельных товаров или транспортных средств, отстраненных от общепринятых форм таможенного контроля; с употреблением насилия к лицу, которое проводит таможенный контроль.
Согласно ст. 234 УК Республики Казахстан уголовная ответственность определяется за контрабанду в экономической сфере, т.е. перемещение товаров и различных культурных ценностей в крупном размере, которые запрещены или сопряжены с ограничениями к перемещению через таможенную границу, и к которым применяются специальные правила перемещения таких товаров.
Согласно ст. 204 УК Кыргызской Республики определена ответственность за незаконное перемещение культурных ценностей и товаров, к которым применяются специальные правила такого перемещения через таможенную границу Республики Кыргызстан, если такое противоправное действие совершено с сокрытием перевозимых товаров через границу или использованием поддельных документов.
Стоит отметить, что ст. 188 УК РФ ранее устанавливающая ответственность за контрабанду, была упразднена. В настоящее время ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей в крупном размере установлена ст. 226.1 УК РФ. В настоящее время контрабанда – это административное правонарушение, нашедшее отражение в статье 16.1 КоАП.
На первый взгляд можно отметить, что составы данного преступления, а также иных видов правонарушений в целом, несущественно отличаются друг от друга. Но также стоит принять во внимание и то, что территории стран-членов ЕАЭС образуют целостную территорию.
Постоянное взаимодействие стран членов ЕАЭС в сфере предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства, нуждается в единообразии. Основы уголовной ответственности этих стран, предусмотренной за правонарушения и преступления в таможенной сфере, должны быть унифицированы в рамках всего союза, вопреки тому, что каждая из этих стран в области уголовного законодательства имеет независимость.


Уникальный текст - Взаимодействие таможенных органов стран-членов ЕАЭС в сфере противодействия таможенным правонарушениям

Категория: Уникальный текст | Добавил: (Дата публикации: )
Просмотров: 162 | Рейтинг: 3.5 / 2


Взаимодействие таможенных органов стран-членов ЕАЭС в сфере противодействия таможенным правонарушениям - отзывы и комментарии

Всего комментариев: 0
avatar