Страховые компании в настоящее время стали использовать сведения из бюро кредитных историй для проверки своих клиентов. Заемщикам, которые заработали сомнительную финансовую репутацию, страховщики могут дать отказ в автокаско и прочих продуктах, кроме осаго, а добросовестным клиентам дадут скидки.
Последние изменения закона «О кредитных историях» открыли доступ к кредитной информации граждан всем заинтересованным отраслям. Данным правом решили воспользоваться отечественные страховщики, чтобы улучшить точность оценки своих клиентов. Некоторые страховые организации уже заключили договора с БКИ, чтобы получить постоянный доступ к финансовой информации граждан.
В бюро кредитных историй заявили, что страховщики получают информацию идентичную той, что используют банки. Данные включают персональные данные заемщика, типы и суммы взятых кредитов, сроки кредитования, сведения о погашении займов и платежную дисциплину заемщика.
Страховщики говорят, что кредитные отчеты им нужны для проведения андеррайтинга (оценка рисков), урегулирования убытков и противодействия мошенничеству. Но для получения истории кредитования страховые организации должны получить согласие клиента. Кредитными историями клиентов обычно интересуются страховые компании, предоставляющие страховые программы для автовладельцев (каско). Статистика свидетельствует, что есть прямая связь между аккуратным вождением машины и добросовестным исполнением своих финансовых обязательств.
При рассмотрении поданного заявления или урегулировании убытков страховые организации проверяют и сопоставляют данные из БКИ и представленные клиентом. Оценивая возможные риски, страховщики смотрят всю информацию о просрочках и платежах, которая хорошо показывает возможную убыточность и помогает точнее выбрать индивидуальные тарифы на страховку. Клиенты, заработавшие отличную кредитную историю, получают 10-процентную скидку по необходимому продукту.
Страховщики отмечают, что их интересуют несколько категорий сведений о клиенте – сколько имеется действующих кредитов, уровень платежеспособности и финансовая стабильность страхователя. Если у клиента имеются непогашенные кредиты или недостаточная финансовая устойчивость, то это возможный сигнал к тому, что с автомобилем может что-то произойти (мошеннические действия). Финансовая необязательность также важна, так как она тесно связана с манерой вождения и вероятностью наступления страхового случая.
Эксперты отрасли считают, что доступ страховых компаний к кредитной истории расширит их возможности и поднимет число продаж. У страховщиков нет прямого доступа к клиентам, они подписывают договоры с агентами, брокерами и супермаркетами страхования. Поэтому всегда имеется риск, что человек уйдет в другую страховую компанию. Прямой доступ к кредитной истории граждан поможет страховщикам предлагать программы, которые могут заинтересовать клиентов. Скажем, заемщикам ипотеки можно предложить страхование гражданской ответственности или имущества.