Активный отдых как средство для снятия напряжения во время экзаменов

Активный отдых как средство для снятия напряжения во время экзаменов
Чухриенко Олеся Александровна
студент 3 курса, институт системы управления СГЭУ, г. Самара
Е-mail: lesyaenotenko@gmail.com
Мокеева Людмила Алексеевна
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры физического воспитания
коммуникации СГЭУ, г.Самара
Актуальность. В данной статье раскрываются определения активного отдыха,
физического, психологического утомления студента и пути его предотвращения.
Автором затрагиваются такие темы как напряжение во время экзаменов,
которое значительно влияет на студента. Основное внимание автор направляет
на психологическое влияние экзаменов на студента.
Цель работы – раскрыть актуальную проблему физического и психологического
утомления студента.
Чтобы студент мог полноценно отдохнуть и привести свои мысли в норму, как
до, так и после сессии, ему необходимо заниматься «активным» отдыхом.
Активный отдых – это вид деятельности, который не вызывает утомление.
Занимаясь активным отдыхом, студент может отдохнуть не только физически,
но и психологически, что более важно, так как экзамены пагубно воздействуют
на нервную систему студента.
При правильном занятии активным отдыхом, студент повышает свою
работоспособность, умственную активность, но положительный результат
можно достичь при соблюдении данных условий:
1. Оптимальные нагрузки – нагрузки, не ведущие к утомлению;
2. Подключение в работу мышц-антагонистов;
3. Исключение из «рациона» монотонной и утомительной работы.
Активный отдых сразу же даёт положительный эффект, который выражен в
невысокой степени утомления, но этот эффект незначителен и положителен, по
сравнению с утомляющей работой или длительными усиленными тренировками
в спортзале.
Рассмотрим подробнее психологическую напряженность у студента.
Существует несколько способов снятия психологического напряжения в период
экзаменов:
1. Упражнения для нормализования дыхания.
Полноценное брюшное дыхание — необходимо встать, слегка расслабить торс
и медленно, не торопясь, втягивая воздух через нос, полностью наполнить
лёгкие воздухом и после так же медленно выдохнуть. Данное упражнение
нужно выполнить 3-4 раза или в случае необходимости, повторить до
нормализования учащенного сердцебиения. При данном упражнении
задействованы все органы дыхания, ведется обогащение кислородом крови,
мозга, что после приводит к улучшению психологического состояния студента.
Упражнение для дыхания в определённом ритме ходьбы. Выполняется
следующим образом: на полноценный вдох, делается от 4 до 8 шагов, после
необходимо задержать дыхание, при котором количество шагов необходимо
уменьшить в 2 раза. По аналогии с первым, количество подходов до
нормализации положительного самочувствия.
Упражнение третье такое же, как и второе, только выдох воздуха ведется через
плотно зажатые губы. Положительный эффект наступает при интенсивном
выполнении данного упражнения.
2. Психологическое востановление.
Как только появляются первые «зачатки» страха, необходимо направить своё
внимание на то, что никак не связанно с причиной стресса. Чаще всего стресс
делится на две степени:
Первая степень стресса «легкая», не сильно воздействует на нервную
систему, так сказать слегка её «поддёргивая». В такой момент студент
ощущает лёгкий дискомфорт и чувство неуверенности. Как только
человек отвлечется от проблемы, напряжённость спадёт.
Вторая степень стресса «устойчивая». Учащенное сердцебиение, дрожь в
теле. Отрицательное воздействие данного стресса выражено в том, что из-
за неустойчивой психики, студент может неадекватно реагировать на все,
что его окружает, например, начнет усиленно выражать свои эмоции, как
то крик или даже плач.
Стресс влияет на человеческую нервную систему как пагубно, так и
положительно:
Отрицательные аспекты: ухудшение аппетита, пропадает сон, появляется
чувство раздраженности и неполноценности, концентрация внимания
значительно падает и человек становится рассеянным.
Положительные аспекты заключаются в том, что человек после
пережитого становится более «подкованным» к ситуациям в жизни:
усиливается иммунитет, растет показатель интеллектуальных
способностей человека, появляется мотивация, и организм становится
более приспособлен к стрессу.
И подводя итог, хочется сделать вывод:
1) В промежутках между любой работой необходим отдых;
2) При использовании психологических приёмов намного проще приводить
мысли в порядок и успокаиваться;
3) Во время учебного процесса, студенту необходимо своевременно
выполнять все поставленные перед ним задачи, для дальнейших легких
закрытий сессии, ведь чаще всего стресс наступает из-за того, что есть
сомнения в собственных силах.
Список используемой литературы
1.Даниленко А.Д. Здоровый образ жизни и здоровье студентов. – Самара. 2017.–7
12с.
2.Физическая культура студента. А.А. Ильин. 2017. – 48с.
3.Петлёв В.П. Здоровье как человеческая ценность. 2018. – 20с.
4.Психологическая основа: учеб. пособие /Л.С. Дворяненко. 2018. 70с.
5.Барсуков М.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика.
2019. -28с.
6.Холостов Н.Н. Теория и методика физического воспитания и спорта.
Издательский центр «Академия», 2019. – 80с.
7.Евстигнеев И.А. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия».
2002. – 384с.
8.Максимов М.А. Основы теории и методики физической культуры. 2017. -19с.
9.Макеев А.Н. Теория и методика физической культуры. 2018. -43с.7
10.Редашин П.А. Теория и методика физической культуры6 . 2019.-24с.


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *