В условиях глобальной цифровизации и во исполнение ряда указов Президента Российской Федерации [1] и различных правительственных программ [2] деятельность Минсельхоза России подчинена эволюции российского рынка семян, ибо отсутствие отечественных семян поспешествует снижению их конкурентоспособности на мировом рынке. Горизонт развития национальной агропромышленной политики задает аграрному ведомству участие им в ряде межгосударственных соглашений [3]. Так, п.п.13 п. 7 ст. 95 раздела XXV Договора о Евразийском экономическом союзе 29.05.2014 предусмотрено, что «для реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики Комиссия осуществляет: координацию разработки и реализации унифицированных требований в сфере испытания сортов и семеноводства сельскохозяйственных растений, а также взаимного признания государствами-членами документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян». В развитие указанных законодательных положений Евразийский экономический совет утвердил План мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года [4]. В п. 7.2.3. указанного Плана наравне с другими задачами обозначено такое важное направление, как «формирование в рамках интегрированной информационной системы Союза единого реестра производителей семян сельскохозяйственных растений 2022 – 2023 годы». Вместе с тем еще до вступления России в Таможенный Союз Минсельхоз Росси активно работало в системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства и, по сути, Министерство было уже вовлечено в цифровизацию, т.е. в цифровую экономику [5]. Однако все имеет свое развитие в горизонте инноваций. По количеству и качеству созданных новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений (селекция) и об эффективной защите интеллектуальных прав на селекционные достижения можно судить о развитии национального сельского хозяйства. Безусловно, новые сорта растений повышают уровень импортозамещения, что актуализирует полномочия Минсельхоза России и поднимает его на первые позиции в структуре федеральных органов исполнительной власти [6]. В целях соответствия современным и международным тенденциям в сфере агропромышленного комплекса и совершенствования национального законодательства в сфере семеноводства, Правительство Российской Федерации выступило субъектом законодательной инициативы, и внесло на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект № 1115663-7 федерального закона «О семеноводстве» [7]. Принятие данного закона и вступление его в силу в обозримом будущем позитивно отразиться не только на развитие области семеноводства, но и позитивно скажется и на защите интеллектуальных правах на селекционные достижения и охране селекционных достижений. Позитивным направлением развития сферы семеноводства является детальная и полная законодательная урегулированость порядка ведения и наполнения Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию (ст. 6 законопроекта). Регламентация этого реестра в законодательстве отсутствовала. И вот теперь она нашла свое разрешение в ст. 6 законопроекта. Полезным для правоприменителя является то, что норма ст. 7 четко регламентирует испытания и оценку сортов и гибридов сельскохозяйственных растений. В действующем законодательстве сама процедура допуска селекционного достижения к использованию изложена в утвержденных Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений 14.10.1994 № 2-01/4 Правилах составления и подачи заявки на допуск селекционного достижения к использованию [8]. Важно, что сведения, содержащиеся в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, являются общедоступными и попадают в публичное поле (см. п. 3. ст. 6 законопроекта), это обеспечит защиту интеллектуальных прав на селекционные достижения, а также отсечет контрафактные семена на внутреннем и международном рынках. В связи с расширением наполняемости Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, законопроект дополняет полномочия Минсельхоза России в части формирования Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию. В завершение хочется сказать, что четкая регламентация Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, в эпоху глобальной цифровизации окажет позитивное влияние на развитие семеноводства как отрасли сельского хозяйства в целом. Возможно, что в обозримом будущем, мы потребители, тоже ощутим на себе позитивное влияние нового закона «О семеноводстве». декабрь, 2021, Москва Список литературы 1. Указы Президента РФ от 21.07.2016 № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» // [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2016; от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2016; др. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 32, ст. 4549; распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 № 993-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» // [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru, 15.04.2020; др. 3. Договор о Евразийском экономическом союзе 29.05.2014 // [сайт]. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/page.htm, 05.06.2014. 4. Более подробно см.: п. 7.2. «Повышение конкурентоспособности государств-членов в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений». Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденный распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № // [сайт]. – URL: http://www.eaeunion.org/, 17.05.2021. 5. Статья 17 Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Российская газета, 2007, 11 января. 6. О.В. Богданова Права селекционера и их защита / О.В. Богданова // Право и экономика, 2017, №10. С. 32 – 35. 7. проект № 1115663-7 федерального закона «О семеноводстве» [сайт]. – URL: (дата обращения: 13.12.2021) 8. Правил составления и подачи заявки на допуск селекционного достижения к использованию, утвержденные Государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений 14.10.1994 № 2-01/4 // Российские вести. 1995. 30 марта. 9. О.В. Богданова Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами» / О.В. Богданова // Издательство «Юстицинформ», М. 2017., ISBN: 978-5-7205-1385-6. 10. О.В. Богданова Регистрация селекционного достижения на сорт растений / О.В. Богданова // Право и экономика. 2018. № 5. С. 49 – 53. 11.Коновалов Ю.Б., Пыльнев В.В., Хупацария Т.И., Рубец В.С. Общая селекция растений: Учебник для вузов. СПб., 2013., ISBN: 978-5-8114-1387-4. 12.О. Богданова. «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ: ПРОБЛЕМА АВТОРСТВА В ХХI ВЕКЕ» / О.В. Богданова // Издательство БИТ-ПРИНТ. М., 2021, ISBN: 978-5-4465-3202-5. 13.Сельскохозяйственный энциклопедический словарь / Ред. кол. Н.М. Голышин, В.Г. Гребцова, А.Н. Каштанов, Л.А. Корбут, Л.Н. Кузнецов, Г.Е. Листопад, В.К. Месяц, Е.Н. Мишустин, А.А. Никонов, В.Д. Панников, А.Д. Третьяков, В.С. Шевелуха, Б.Б. Шумаков, Л.К. Эрнст. М., 1989.
Автор статьи: Богданова Ольга Валерьевна