Деревянные дома на чудеса богаты

Два гранты Миноблисполкома, полученные в 2011 и 2015 годах, и две специальные залы Первая передает атмосферу почтовой станции и постоялого двора XIX века и представляет посетителям паштмайстарскую, кузницу и корчму. И вот появилась новая экспозиция деревянные дома белоруса-Сакуна начала ХХ века. Сейчас в Стародорожским музее, будто на машине времени, можно с легкостью попасть в захватывающее прошлое. 

Первое впечатление от экспозиции: интересно, душевно и действительно по-домашнему уютно. Его создает прежде всего деревянная обшивка, печка и разнообразные предметы древнего быта. С разрешения директора музея Ларисы Завадской, чтобы почувствовать себя в полной мере гостьей, Присаживаюсь на кровать, застеленный домотканом покрывалом. И сразу понимаю: довольно жестко на нем было отдыхать! Правда, кровати, как объяснили мне создатели экспозиции, появились у белорусов-Сакуна чуть позже. А в начале ХХ века спали на полатях. Одежду, полотенца, покрывала и прочее развешивали на полочках. 

А какая необычная здесь печка! На деревянных сваях, с деревянной же основой. Рука так и тянется потрогать глиняный сторону или теплый? Свою душу в стилизацию этого домашнего атрибута вложила главный хранитель фондов музея Ирина Патрушова. Говорит, что во время работы умение само как-то пришло, глиняный слой наносила с любовью и нежностью. Очень хотелось, чтобы было красиво. И, надо сказать, действительно удалось, хотя в роде Ирины, по ее словам, не было Сакуна. 

В белорусском Венеции 

Настало время прервать ненадолго виртуальную экскурсию и объяснить или напомнить нашим читателям, что скрывается за этой загадочной названием «Сакуна» и почему им на Стародорожскому уделяется такое внимание. 

Подробно и содержательно повествует о Сакуна старший научный сотрудник музея Елена Бухал: это небольшая, локальная часть белорусов-полешуков. Наименование свое получили потому, что «Сакко»: «нагукалаСА», «наелась». А еще тянули “е”. О них стало известно в начале ХХ века, когда этнограф, фольклорист и археолог Исаак Сербов основательно исследовал жизнь и быт Сакуна. Деревянные дома тоже не остались без внимания. Монография ученого в 1915 году увидела свет в Петербурге, в типографии Императорской академии наук. Сделал Сербов и поистине уникальные фотографии, копии которых можно увидеть в экспозиции стародорожского музея. Вот так через 100 лет вернулась интерес к жизни и быта предков. 

На какие же чудеса была обильно сакунская дом? Елена Бухал прежде вспоминает, что селились Сакуна отдельно на островок среди непроходимых болот. Культура была замкнута, отношения тесные. А сами дома в три окна устанавливались на деревянных сваях. Между собой сотрудники музея называют их достаточно романтично: «сакунския деревни белорусского Венеции». 

Дом типичного белоруса-Сакуна была деревянной, ничем не красилась. Привычного деревянного пола не имела, ее заменяла глинобитный. Чтобы не заводились паразиты, пол ошпаривают кипятком. Саму дом натирали хвашчовыми драчыками изнутри и снаружи, чтобы она аж сияла. Среди привычек Сакуна была, например, такая: обеденный стол полностью убирался после еды. В других белорусских местностях на столе обязательно оставляли хлеб и соль. 

Как заметил исследователь Исаак Сербов, Сакуна скромные люди с тонким юмором, очень вежливы. Их невозможно было чем-то удивить. Господствовал в общине высокий моральный уровень, спиртное не применялась. 

Впрочем, не буду пересказывать услышанное. Лучше сходить в музей, чтобы увидеть все своими глазами и послушать захватывающие, интересные рассказы его сотрудников. Между прочим, на Стародорожскому и сейчас живут потомки белорусов-Сакуна. А ряд деревень Левки, Щитковичи, Залужье и другие по старой привычке так и называют «сакунскими». На время приезда на Старадарожчыны исследователя Исаака Сербава община Сакуна насчитывала около 10.200 человек: 5.300 мужчин и 4.900 женщин. 

Прикоснуться к истории 

Но вернемся в сакунскую музейную дом. Старинная шкаф и посуда, предметы быта, разнообразные вещи Что-то будет знакомым по другим музеям, а что-то станет открытием. Директор историко-этнографического музея Лариса Завадская демонстрирует интересную вещь. Долгое время сотрудники не догадывались о ее бытовое назначение. Оказывается, это прототип миксера! Устройство крутили между ладонями в железную дорогу и таким образом, например, можно было перемешать муку с горячей водой. 

Создатели музея планируют, что в дальнейшем для посетителей (прежде всего детей) здесь предлагают ряд забавлянак. Воспользоваться «миксером», при помощи деревянной скалки погладить полотенце, попасть специальным ключом в затвор, специальной устройством поставить чугунок на шесток Здесь изначально не собирались создавать застывшую экспозицию. Все должно меняться, а старинным вещам нужен внимание и новую жизнь, чтобы они вовсе не сошлют в небытие. 

Конечно же, показать на небольшой площади все особенности быта сакунскай деревни достаточно сложно. Но у сотрудников стародорожского музея удалось передать то неуловимое, что сразу же чувствуется на подсознательном уровне. Древнее, историческое, загадочное, тайное неизведанное и одновременно знакомое Глядишь в экспозицию и мысленно с легкостью переносишься на столетие назад. И вроде встает среди болот сакунская деревня с кривыми и узкими улочками, деревянными домами на сваях. И спешат по своим делам ее обитатели сдержанные, гостеприимные, трудолюбивые Дом белоруса-Сакуна была деревянной, некрашеной. Чтобы в глинобитной полу не заводились паразиты, ее ошпаривают кипятком. Деревянные дома в три окна устанавливались на деревянных сваях поэтому сотрудники музея называют их достаточно романтично: «сакунския деревни белорусского Венеции».


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *