Христианский квартал — одна из четырех исторических частей Старого города Иерусалима, столицы государства Израиль. Небольшой по площади квартал хранит 40 исторических памятников. Его центр и главная святыня — храм Гроба Господня и его реликвии, связанные с историей распятия и воскресения Спасителя. Квартал — объект паломничества христиан разных конфессий.
Христианский квартал Иерусалима насыщен храмами, монастырями, часовнями, религиозными школами и приютами для паломников разных христианских конфессий.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К СВЕТУ
Город Иерусалим на земле государства Израиль, а в историческом смысле — на Святой Земле, для христиан всего мира — заповедная территория самых высоких истин. Их первоосновы хранит Христианский квартал.
Становление христианства проходило в атмосфере гонений. Первый епископ Иерусалима апостол Иаков, один из 70 учеников Христа и, как считается некоторыми религиоведами, брат Христа по отцу, Иосифу, был в 62 г. забит камнями по приказу иудейского царя Ирода, гражданина Рима. В 70 г. Иерусалим взбунтовался против Рима. Будущий император Тит подавил восстание, а на месте пещеры Гроба Господня в 135 г. распорядился возвести храм Венеры. Однако число последователей Христа на Святой Земле и в самом Риме только росло. Императоры III в. Деций Траян, Валериан и Диоклетиан пошли еще дальше. Знаменитые термы Диоклетиана в Риме строили осужденные на смерть христиане.
В 324 г. императором становится Константин, принявший христианство. Через год Иерусалиму было возвращено его имя (в арамейских рукописях Рушалим или Ершалаим), и он был объявлен святым городом. В 326 г. мать Константина императрица Елена берет Иерусалим под свое покровительство. Над Гробом Господним был заложен храм Вознесения Господня. Елена занималась и поиском креста, на котором был распят Спаситель. Было найдено три креста (рядом с Христом были распяты, как известно, и два разбойника). Какой из крестов — святой, было определено так: каждый поочередно подносили к телу тяжело больной женщины, и тот крест, после прикосновения к которому она исцелилась, стал считаться истинным «животворящим» крестом Распятия (хранится в храме Гроба Господня). В IV в. начал образовываться квартал, что позднее был назван Христианским. На освящении нового храма Воскресения Христова 13 сентября 335 г. присутствовал Константин. Этот, первый комплекс храма, в который была включена и Голгофа, просуществовал до 614 г., когда Иерусалим завоевал персидский царь Хозрой. Храм был сильно поврежден, а восстановлен в 616-626 гг. византийским императором Ираклием, который в 629 г. отвоевал весь Иерусалим. В 636 г. город завоевал халиф Омар ибн Хаттаб, но службы в храме Воскресения Господня продолжались. Согласно некоторым источникам, в 1009 г. храм был до основания разрушен, при халифе-исмаилите Абу-Али Мансуре, преследовавшем также и мусульман-суннитов. По другим источникам, храм разрушен не был, но перешел под управление еретиков. Так или иначе, но эти слухи стали поводом для первого Крестового похода в 1096-1099 гг. Одним из его предводителей был граф Готфрид Бульонский. В связи с ним показательна одна история. Провозглашенный правителем Иерусалима, он отказался от этого титула, объяснив, что не может принять царский венец в месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранитель и Защитник Гроба Господин». В середине XI в. храм Гроба Господня был восстановлен императором Византии Константином XI Мономахом.
В 1187 г. Иерусалим взял Салах ад-Дин (Саладин). Все христианские церкви в Иерусалиме при нем были преобразованы в мечети или разрушены. Кроме храма Гроба Господня. Его разрушило в 1545 г. сильнейшее землетрясение. Современный храм был отстроен после пожара, лишь его фасад относится к эпохе Крестовых походов. В XIX в. европейские государства вынуждают Османскую империю предоставить им возможности для строительства в Христианском квартале. В 1872 г. в Иерусалиме открывается Русское подворье, но не в Христианском квартале. К концу XIX в. возможности строительства в квартале, ограниченном крепостной стеной, были исчерпаны.
К Христианскому кварталу с юга примыкает Армянский квартал. Армяне стали селиться здесь с 301 г., когда Армения приняла христианство. Армянские паломники прошли путь от Арарата до Сиона, и главная улица квартала, ведущая к Стене Плача, называется Арарат. Здесь находится патриархия армянской апостольской церкви, ее духовная семинария, библиотека и музей. Считается, что этот квартал возник на месте дворца царя Ирода Великого.
Современный Иерусалим делится на две основные части: Старый и Новый город. Старый город в свою очередь поделен на четыре квартала: Христианский, Еврейский, Мусульманский и Армянский, нынешние границы между которыми сформировались в основном в XIX в. Христианский квартал находится на северо-западе Старого города. Ворота городской стены, которые в него ведут, — Дамасские ворота на севере, Яффские — на юге, Новые — на северо-западе.
В ЦЕНТРЕ МИРОЗДАНИЯ
«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес». Такая греческая надпись высечена на мраморном барельефе в храме Гроба Господня — величайшей христианской святыни, почитаемой наравне с храмом Рождества Христова в Вифлееме.
В этой фразе из Евангелия от Луки заключен глубинный смысл и образ Пасхи, праздника Воскресения Иисуса Христа. На барельефе изображены фигуры жен-мироносиц и фигура простирающего к ним руку ангела в облике человека.
Барельеф украшает низкую и узкую арку, соединяющую придел Ангела и другой придел, небольшое помещение, которое называется Гроб Господень, Святой Гроб, а также просто Ложе — по камню, на котором лежало тело Христа после снятия с креста. С 1555 г. он покрыт мраморной плитой, закрывшей его от дальнейшего раздробления как фанатичными верующими, так и противниками учения Христа. Сам храм сегодня представляет собой большой и сложный по составу архитектурный комплекс. На территории, относящейся к храму, расположено несколько церквей, действующих монастырей, в самом храме, кроме того, множество галерей, приделов и других помещений. Снаружи более всего выделяется только один его элемент — вход.
Храм Гроба Господня принадлежит нескольким христианским конфессиям: греко-православной (Святогробское братство), католической (орден францисканцев), армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждая из них имеет свои приделы и свои часы для служб и молитв. В сердце храма — ротонда, под куполом которой стоит Кувуклия (небольшая часовня из розового мрамора, символизирующая пещеру) с Гробом Господним, Голгофа с местом распятия, камень Миропомазания, на котором лежало тело Иисуса после снятия с креста, пять последних из четырнадцати точек так называемых стояний Крестного, или Страстного, пути (виа Долороза — Путь скорби) во время шествия Иисуса Христа к месту казни, несшего на собственных плечах тяжелый крест, на котором он будет распят.
В центре Кафоликона — основного зала храма Господня (соборного храма Воскресения) помещена мраморная полусфера, именуемая «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о «пупе Земли» отражают самые древние географические карты, на которых он всегда помещался в середине, символизируя центр мироздания. Под землей находится церковь Святой Елены, принадлежащая ныне армянской общине, где горят три негасимые лампады. 13 ступенями эта церковь соединена с католической церковью Обретения Креста. Скала Голгофа в посвященной ей церкви пребывает в усеченном виде: и от нее многим хотелось унести кусочек, а реставраторам приходилось эти разрушения как-то сглаживать. На Голгофу ведут две лестницы: «греческая» и «латинская».
О чуде схождения Благодатного огня в пасхальную ночь имеются письменные свидетельства начиная с IX в. В наше время оно происходит ежегодно в Великую Субботу по юлианскому календарю, обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Ведущая роль во всех пасхальных обрядах принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Храм Гроба Господня — центр квартала, а всего в нем 40 памятников истории и архитектуры. Среди них одна из древнейших на Святой Земле — греческая церковь Иоанна Крестителя, история которой началась в V в., а архитектуру определили крестоносцы в XII в., Александровское подворье (здание, первоначально, в XIX в., предназначавшееся для русского консульства) с домовой церковью Александра Невского. Главная ее реликвия — Порог Судных Врат, через которые прошел Христос по пути на Голгофу. Другая заметная достопримечательность квартала — мечеть Омара XII в. В Христианском квартале расположен и бассейн Езекии VII в. до н. э., бывший частью системы водоснабжения ветхозаветного Иерусалима. Правда, теперь это безводное и, к сожалению, замусоренное пространство.