Если вы планируете массовое распространение большими тиражами (от 1000 экземпляров), то следует отнестись при сборе исходных материалов очень трепетно к иллюстративной части (качеству и авторским правам) в отличие от распространения среди своих корпоративных клиентов. В дизайне также необходимо учитывать предпочтения ваших заказчиков (профессиональный термин – целевую аудиторию) и учитывать способ распространения буклета или каталога.
Сбор исходных материалов включает в себя написание статей, подбор или создание иллюстраций. Статьи можно писать самому, либо заказать автору (профессиональный термин – копирайтер). Единственное, что необходимо учитывать при этом, это то, что лучше вас специфику вашей работы не знает ни один автор. Поэтому для автора необходимо будет подготовить первичный, фактический материал и объяснить ему свои ожидания. Не ждите, что автор угадает то, что нужно именно вам. Найти автора для буклета или каталога вы сможете на множестве сайтов, где фрилансеры предлагают свои услуги. Ниже ссылки на примеры таких сайтов:
www.fl.ru
www.freelance.ru
Подбор иллюстраций зависит от той информации или цели, которую вы преследуете. Если вы хотите изготовить буклет для создания позитивного образа вашей компании (профессиональный термин – имиджевый буклет), а занимаетесь вы широко распространенным видом деятельности, то нужные вам фотографии сможете найти на множестве сайтов занимающихся продажей фотографий (профессиональный термин – фотобанки). Ниже ссылки на примеры фотобанков:
www.shutterstock.com
www.lori.ru
Пример кадрированияТруднее обстоит дело, когда по вашему профилю трудно найти фотографии. Или когда вы готовите каталог своей продукции, хотите отобразить свою работу. В этом случае вы можете сделать нужные вам фотографии сами или пригласить для этого профессионального фотографа с одного из сайтов фрилансеров (см. выше). Если вы решили сделать фотографии самостоятельно, то в первую очередь вам нужно обратить внимание на освещение. Если вы проводите съемку на открытом пространстве, то лучше, ее проводить в солнечную погоду. Солнце при этом не должно светить на вас, а располагаться сбоку от объекта съемки за вашей спиной. Другим необходимым условием хорошей фотографии служит правильное расположение объекта на снимке (профессиональный термин – композиция). Важный объект не должен быть «обрезан», а вокруг него должно располагаться невидимое поле. Это необходимо для того, чтобы на следующем этапе верстки, фотографию можно было легко обрезать с нужной стороны (профессиональный термин – кадрирование). Иногда крупный объект не может уместиться полностью в кадр, тогда можно использовать кадрирование при съемке, но делая это бережно, сохраняя важные элементы в центре и обрезая лишь несущественные части (см. фото).
Схема освещенияЕсли вы хотите сами провести фотосъемку (профессиональный термин – фотосессию) объектов в помещении, то проблема освещения стоит на первом месте. Лучше воспользоваться арендой готовых фотостудий с уже готовым и выставленным освещением. Для крупных городов найти такую студию нетрудно. В том случае, когда нет возможности арендовать профессиональную студию. Вам потребуется три источника света см. схему расположения.
Как узнать годятся ли ваши фотографии для печати? Здесь необходимо соответствие фотографии следующим критериям: качество (профессиональный термин – разрешение фотографии), правильная цветопередача и освещение, размещение в кадре.
Чтобы узнать, годится ли фотография для печати ее можно открыть в программе Photoshop. Далее в меню Image (изображение) выбрать Image Size (размер изображения) или с помощью сочетания клавиш (Crtl+Alt+I). Далее (см. рисунок) необходимо убрать галочку (1) и выставить цифру 300 (2), при этом обратите внимание на окошечко (3). В нём должно быть выбрано (Pixels/Inch). Когда вы это сделаете, то в окошечках (4) узнаете физический размер, который может быть напечатан в типографии.
Размер файлаРазмер пригодного для печати файла должен быть не меньше 1 Мб в формате jpg.
Все современные фотоаппараты технически позволяют сделать качественную фотографию, если речь не идёт о высокохудожественной фотографии для глянцевого журнала.
Когда все нужные статьи и иллюстрации собраны, время задуматься о размещении их на страницах (профессиональный термин – полосах) будущего буклета или каталога, т.е. составить план размещения материалов. Первую страницу обычно используют для информации о компании, последнюю – для контактов. Остальные страницы обычно содержат информационную часть. Необходимо продумать подачу материалов на страницах буклета так, чтобы текстовая информация отображались в иллюстративной части.
дизайн буклета
Следующим этапом подготовки фирменного буклета или каталога является подготовка дизайн-макета и верстка страниц. Под дизайн-макетом подразумевается подбор шрифтов, графических элементов, цветовой палитры. На этом этапе вы уже можете видеть, как будет выглядеть ваш буклет или каталог. При этом необходимо учитывать, что всех возможных вариантов дизайна огромное количество, но стилей всегда меньше. Для создания дизайн-макета необходимо придерживаться одного из стилей, который будет уместен для образа компании или продукции. Этим обычно занимается дизайнер. Чтобы не было недопонимания между вами и дизайнером лучше сразу определиться в каком стиле должен работать дизайнер. Для этого вы можете показать ему работы ваших конкурентов. Указав, что вам нравится в них, а что нет. На основании ваших пожеланий (профессиональный термин – техническое задание или ТЗ) дизайнер предоставляет вам дизайн-макет вашего будущего буклета или каталога. Далее вы высказываете свои пожелания по доработке макета или утверждаете его для дальнейшей работы.
Затем следует работа по верстке буклета или каталога, то есть размещению иллюстраций и текста по утвержденному вами дизайн-макету. Это делается в программе из которой потом будет подготовлен файл для передачи в типографию. В настоящее время для этого используется программа Indesign. Иногда в погоне за экономией люди без опыта пытаются проделать это самостоятельно. Но поступать так не следует, так как, потратив значительное время на эту работу, её потом придётся переделывать специалисту под стандарт пригодный для печати в типографии.
Количество страниц в уже подготовленном файле должно быть кратно 4-м (8, 12, 16, 20, 24 и т.д.) без учёта обложки. Это связано с технологическими процессами в типографии.
Следующим этапом является печать в типографии. Для решения такого вопроса, как выбор типографии вам необходимо знать количество буклетов или каталогов, которые вам нужны (профессиональный термин – тираж). При маленьких тиражах от 1 до 500 штук подойдёт цифровая печать, свыше – офсетная.
Также при расчете стоимости вам потребуется указать бумагу, на которой вы будете печатать (профессиональный термин – «граммаж»).
Вот пример технического задания для типографии:
Формат А4, 24 полосы с обложкой.
Обложка: 4+4, меловка матовая (или глянцевая) 250 гр.
Блок: 4+4, меловка матовая (или глянцевая) 150 гр.
На скрепке.
Тираж – 1000 шт.
Термин – 4+4 означает цветную печать с обеих сторон листа. Это лишь пример технического задания наиболее простого буклета. Касаться темы сложной печати с УФ-лакировкой, фольгированием, фигурной вырубкой и печатью на дизайнерской бумаге мы здесь не будем.
Перед печатью крупного тиража лучше сделать печать одного пробного экземпляра (профессиональный термин – «сигнальный образец»), чтобы убедиться, что вас всё устраивает в буклете или каталоге. Это лучше сделать, не доверяя просмотру на экране и распечатке на своём принтере.
Важнейшим моментом в принятии решении к подготовке буклета или каталога является его стоимость. А стоимость зависит от тиража. Чем больше тираж, тем меньшая цена за 1 экземпляр. В настоящее время, получила популярность электронное распространение буклетов и каталогов. В этом случае вы имеете возможность сэкономить на типографии и качестве изображений. В таком случае, вам придется оплачивать лишь подготовку материалов и дизайн с версткой.
Стоимость пре-пресса для имиджевого буклета в 16 страниц в среднем 16 тыс. руб., стоимость подготовки каталога можно рассчитать по формуле: 5 тыс. руб. (дизайн-макет) + 150 руб./полоса.