Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938)

Печатался с 1910, в 1913 выпустил первую книгу стихов – «Камень». Преемник русских символистов, один из основоположников акмеизма, Мандельштам был автором манифестов этого литературного течения и всегда оставался его приверженцем. Мандельштама увлекала поэзия французского классицизма, несвоевременность которой он в полной мере осознавал и грустил о том, что «опоздал на празднество Расина». Февральскую и Октябрьскую революции воспринял сочувственно. В годы Гражданской войны жил в Крыму и Закавказье, в 1922 поселился в Москве. В 1920-е Мандельштам опубликовал поэтические сборники «Tristia», «Вторая книга» и «Стихотворения»; прозаические сочинения «Путешествие в Армению», «Шум времени» («Египетская марка»), «Четвертая проза», сборник статей «О поэзии». В 1930-е были написаны поэтический цикл «Воронежские тетради» и прозаическое сочинение «Разговор о Данте». Мандельштаму принадлежат переводы фрагментов из старофранцузского эпоса, сонетов Ф.Петрарки, прозы Вальтера Скотта, а также лирики грузинских поэтов Важа Пшавелы, Тициана Табидзе и др. В 1933 за стихотворение о Сталине («Мы живем, под собою не чуя страны…») Мандельштама арестовали и сослали на три года в Чердынь и Воронеж. В 1938 он был повторно арестован и погиб в лагере.

«Камень». Первая поэтическая книга О.Э.Мандельштама. Вышла в Петербурге в 1913, переиздавалась в 1916 и 1923. Стихотворения сборника отразили «тоску по мировой культуре», как определял акмеизм сам поэт. Камень – центральный образ книги, символизирующий прочность мироздания. Стихотворения сборника посвящены великим памятникам архитектуры: это «Айя-София», «Адмиралтейство», «Петербургские строфы», а также программное «Notre Dame», в котором возведение храма воспринимается как модель поэтического творчества. В соответствии с установками акмеистов на мастеровитость в поэзии Мандельштам утверждает, что «красота – не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра».

«Tristia» и «Вторая книга». Сборники стихов, написанных в 1916-1921. Опубликованы соответственно в 1922 и 1923.

По сравнению с ранней лирикой стихотворения этих сборников отличаются более сложной образностью, опирающейся на свободные ассоциации.

Отныне поэтическое кредо Мандельштама: «Живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает».

«Шум времени» и «Египетская марка». Автобиографическая эссеистика. «Шум времени» опубликован в 1925; в дополненном и несколько измененном виде напечатан в 1928 под названием «Египетская марка». Это произведение представляет собой опыт лирической прозы, отмеченной острой субъективностью автора. Его мысль как бы выхватывает в потоке сознания события и лица, показывая их через ассоциативный ряд.

Мандельштам Надежда Яковлевна (1899-1980). Жена О.Э.Мандельштама (с 1919), автор двух мемуарных сочинений «Воспоминания» и «Вторая книга» (написаны в 1960-е). «Воспоминания» посвящены истории ареста Мандельштама и годам ссылки в Чердыни и Воронеже. Во «Второй книге» Н.Я.Мандельштам описывает жизнь поэта с момента их первой встречи и до начала 1930-х. Книги Н.Я.Мандельштам являются пристрастным, далеко не всегда объективным, но, без сомнения, ценным источником.

Воронеж. Родина А.В.Кольцова и Ивана Бунина, Воронеж в истории русской литературы связан, прежде всего, с именем О.Э.Мандельштама. В этом городе он провел три года ссылки (с 1934 по 1937) и написал стихотворный цикл «Воронежская тетрадь».

Второй арест и смерть. В одной ранней своей статье Мандельштам писал, что «смерть художника не следует выключать из цепи его творческих достижений, а рассматривать как последнее, заключительное звено».

После трех лет ссылки, весной 1937, Мандельштаму разрешили поселиться под Москвой. Поэт сочинил оду о Сталине, пытался «жить, дыша и большевея». Однако в мае 1938 его арестовали вторично, осудили на пять лет и направили на Колыму. Мандельштам умер 27 декабря 1938 в пересыльном лагере под Владивостоком, по официальному заключению – от паралича сердца.


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *