Значение маркетинга в печатном деле, как и во всем современном мире, переоценить невозможно. И этому поспособствовала глобализация рынка.
На данный момент полиграфические услуги широко востребованы в рекламной отрасли и гораздо меньше в книгопечатании и масс-медиа, где электронный формат составил серьезную конкуренцию бумажному. Поэтому отдел маркетинга или хотя бы один маркетолог есть в любом издательстве.
Задачи маркетинга в типографиях и издательствах
Работа маркетингового отдела или маркетолога в печати мало чем отличается от того, с чем приходится сталкиваться в других областях деятельности. Необходимо продать как можно больше, при этом потратив минимум средств на организацию продаж.
Прежде всего необходимо быть в курсе рыночной ситуации, и для этого проводить исследования рынка. Однако многие практикующие маркетологи высмеивают маркетинговые исследования как таковые: когда исследование закончено, ситуация уже изменилась. Поэтому инструменты маркетинга, пусть правильно подобранные, в текущей ситуации оказываются неэффективными. В результате: лишние трудозатраты и финансовые вложения, которые уходя в никуда.
Стоит учитывать еще и стремительное течение потока информации. Ситуация меняется каждую минуту, и так же быстро должен реагировать на ее изменения отдел маркетинга. Иногда приходится предугадывать и предвосхищать события, а это неизбежный риск. Но в печатном деле риск – это часть работы.
Это касается сиюминутных задач. Кроме них, маркетологам приходится иметь дело с задачами, которые не требуют мгновенной реакции. И ради них можно проводить разнообразные исследования.
Существует ли «печатный» маркетинг?
В печатном деле каких-то особых задач для маркетинга нет, поскольку любой честный бизнес настроен на удовлетворение потребностей клиентов с наименьшими затратами.
Маркетинг охватывает гораздо больше, чем потребительский рынок. Маркетинг – это своеобразная организация трудового процесса, результатом которой является прибыль для компании и удовлетворение потребностей ее клиентов.
Например, создание комфортных условий для сотрудников – это маркетинг. Правильно подобранная бумага – это тоже маркетинг. Чем качественнее будет выполнена работа и чем меньше издержек потребуется, тем доступнее продукт будет для потребителя, во всех смыслах.
При поиске маркетолога точно не стоит смотреть на область деятельности, в которой он работал ранее. Знаете ли вы, что легендарную компанию Apple сделал топовой маркетолог из компании Pepsico? Да, тот кто повысил продажи сладкой газировки, с той же легкостью вывел на рынок iPhone. Поэтому главное – не место работы маркетолога, а результат.
Хороший маркетолог приучен к работе в условиях постоянного риска. Но секрет его успеха – это умение учесть все риски и продумать реакцию компании на них. Чем больше рисков, вплоть до возможных возражений потребителя, будет учтено, тем больше шансов на успешные продажи компании.
По этой причине говорить о каком-то особом маркетинге в печатном деле не приходится. Маркетинг универсален тем, что он применим для любой компании и любых продуктов.