Начальная школа – это ступень российской системы образования, представляющая собой обучение в школе с первого по четвертый класс. Особенность начальной школы в том, что она содержит особенности образовательных приемов как детского сада, так и школы. Это связано с возрастными особенностями обучающихся. Дети идут в школу в возрасте шести – восьми лет. Несмотря на то, что в детском саду старшие группы всегда ведут подготовку к школе, переход из одного коллектива в другой является для детей большим стрессом. Дело не только в общем интеллектуальном развитии детей, но больше даже в психо-эмоциональной готовности ребенка. Как результат, первые полгода обучения в школе считаются адаптационными, когда ребенок привыкает к новой обстановке, новым правилам и другим людям вокруг.
Особенности начальной школы
Учитель начальных классов, получается, совмещает в себе обязанности как учителя, так и воспитателя. Недаром первый учитель всегда остается для выпускников школы главным учителем, некоторые воспитанники даже называют первого учителя своей второй мамой. Это связано с тем, что учитель находится рядом с детьми большую часть времени и берет на себя еще и родительскую функцию: он подсказывает детям как поступать в той или иной ситуации, успокаивает расстроившегося ребенка, утешает и объясняет простые правила жизни.
Учитель начальных классов осознает, что перед ним еще не готовая и осознанная к восприятию аудитория, а маленькие дети, которые зачастую вообще не понимают, зачем им ходить в школу и учиться. Поэтому миссия учителя в первый год обучения – взрастить в детях интерес к учебе и заинтересованность в получении новых знаний. Учитель использует для этого разные приемы, в том числе в образовательном процессе. Используя элементы игры, учитель делает процесс обучения не только понятным, но и интересным.
Методики начальной школы
Многолетний образовательный опыт выработал универсальные методики, позволяющие эффективно вовлекать детей раннего школьного возраста в процесс обучения. К таким методикам относят:
- работа с карточками;
- работа со счетным материалом;
- использование детских героев в обучении;
- передача ответственности;
- подвижные игры;
- чередование видов деятельности;
- обучение в процессе творческой деятельности;
- другие приемы и методики.
Материалы для начальной школы
Все эти специальные методики в большей или меньшей степени задействуют дополнительные материалы в процессе обучения. К таким дополнительным материалам относят разного рода печатную литературу: пособия, карты, брошюры, карточки. Учитель часто использует принтер для того, чтобы распечатать дополнительный материал.
Использование проектора при демонстрации мини-фильмов или презентаций является общедоступным методом обучения. Дети с интересом воспринимают информацию, переданную в виде мультфильма или веселых картинок.
Часто учитель использует вспомогательные материалы в творческом процессе, когда просит детей вылепить что-нибудь из пластилина или вырезать из цветной бумаги, склеить или разрисовать фигуры из картона. Данная творческая деятельность помогает ребенку наглядно изучить объект, опытным путем ознакомиться с новой информацией. Наглядная канцелярия широко применяется в методиках образования начальных классов.
Современный рынок предлагает для учителей начальной школы разнообразные методические пособия, облегчающие его труд. К таким пособиям относятся счетные наборы, содержащие счетные палочки, геометрические фигуры разных размеров и цветов. Наборы карточек для русского языка представляют собой карты с буквами и звуками. Ребенок с помощью таких карточек учится не только писать, но и читать. Игровые карточки с изображениями представителей растительного или животного мира используются на уроках при ознакомлении с основами окружающего мира.
С помощью образовательных приемов учитель начальных классов закладывает основу последующих одиннадцати лет обучения ребенка. Он будит в детях интерес к знаниям, показывает, что процесс обучения – это увлекательное занятие, удерживая внимание детей учит их дисциплине.