Побывать выше всего земного

Современная женщина все чаще и активнее включается в области деятельности, которые раньше были доступны только для мужчин. Уже привычными стали выражения «женщина за рулем», «женщина – капитан дальнего плавания», «женщина – летчик» и т.д. Прекрасная половина человечества побывала и в космосе. Но знаем ли мы нашу соотечественницу, первую женщину – воздухоплавательницу Ильинскую? История, к сожалению, не сохранила для нас ее имени. Московская мещанка Ильинская стала первой русской женщиной-пилотом. Следует заметить, что до нее в воздух на аэростате поднималось несколько россиянок, но только в качестве пассажирок.
19 августа 1828 г. на глазах у московской публики госпожа Ильинская поднялась на тепловом аэростате со двора дачи генерал-губернатора Москвы Закревского. Дача находилась на месте, которое тогда называлось Три горы. В газете «Московский вестник» №9 от 1928 года была заметка о планах Ильинской: «Примерно месяц спустя наша героиня решила повторить полет на воздушном шаре, предполагая 16 сентября запустить уже два аэростата: один с балластом, а другой – с человеческой фигурой, которая с большой высоты спустится на парашюте. Третий полет она хотела совершить сама и намеревалась дать необычный фейерверк». А так же было сказано, что это будет ее последнее путешевствие.
Почему Ильинская решила лететь в последний раз? Возможно из-за того, что она не встретила должного понимания со стороны публики. «Какими рукоплесканиями и деньгами награждают у нас иностранных воздухоплавателей, и с каким равнодушием приняли г-жу Ильинскую, которая великодушно и смело совершила воздушное путешествие. Ей самой ничего, кроме удовольствия побывать выше всего земного». – писал «Московский вестник».
Госпожа Ильинская пыталась подняться на тепловом аэростате еще в июле 1828 года. Однако… «неблагоприятствующая погода препятствовала г-же Ильинской дать на даче г-на Ашанина, состоящей за Петровским дворцом…»представление на аэростате.
15 июля полет снова был отложен. В Москве стояла «дурная погода», да и в Большом театре давали «Днепровскую русалку». Из текста статьи в «Дамском журнале» можно догадаться, что 29 июля полет Ильинской состоялся, но на небольшую высоту: «Наконец в минувшее воскресенье, 29 июля, мы видели сию воздухоплавательницу в ее стихии. Хотя и не под облаками». И вот – очередной полет 19 августа, тоже воскресенье… Именно после этого полета госпожа Ильинская заявила об окончании своей карьеры воздухоплавательницы.
Сборав все немногочисленные факты из жизни Ильинской, мы задались вопросом: «а как же наша героиня построила аэростат? Откуда у нее познания по устройству ракетных фейерверков и организации парашютных прыжков?» Известно было, что это необразованная женщина, живущая в Пресненской части Москвы в самом бедственном положении. Какая она была: красивая? Молодая? Старая?…
Ходили слухи, что она не исполнит обещания, ведь за лучшие места деньги были уже уплачены. Но наперекор всему, пилотесса, наполнив оболочку аэростата дымом от «аржаной соломы», поднялась на высоту более 600 м. С этой высоты она приветствовала зрителей ракотным фейерверком.
Собрала Ильинская всего 200 рублей. Этих денег не хватило даже на покрытие расходов. «Любопытных было много, на не многие любопытствовали вблизи (то есть, не платили за зрелище), – писал «Дамский журнал», – прочие покрывали одну из трех гор, господствующих над сею дачею, и представляли своею пестрою картину, приятную для глаз, но не для финансов воздушной путешественницы…» Московский обер-полицмейстер обратился к знатным гостям с просьбой покрыть издержки Ильинской и те откликнулись на его просьбу. Так наша героиня, пожалуй, избегала тюрьмы за неуплату долгов.
Как мы уже знаем, 2 и 16 сентября из-за плохой погоды полеты Ильинской не состоялись. Карьера смелой русскойженщины-воздухоплавательницы действительно закончилась…
Итак, возвращаясь к поставленным вопросам… Кто научил госпожу Ильинскую строить аэростаты и летать на них? Смеим предположить, что здесь не обошлось без мужчины, скорей всего заезжего француза – воздухоплавателя, в те годы их много колесило по всей Европе. Что привлекало его в Ильинской: русская красота или желание заработать больше денег на необычном зрелище? Это осталось для нас тайной. Неизвестна и дальнейшая судьба первой русской пилотессы. У женщины должна быть загадка. И госпожа Ильинская навсегда останется для нас смелой, удивительной и загадочной.
О. Воздушная. ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ, 1996


https://kaluga.aero/ https://kaluga.aero/


Побывать выше всего земного

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *