Современная мода на качественную ткань


Зимний сезон – пора бурной светской жизни: праздники, театры, юбилеи, вернисажи… В последние годы уже как-то не принято появляться везде и всюду в любимых джинсах, разве что они усыпаны стразами. Все разнообразнее становятся ситуации, в которых следует выглядеть не буднично, – от открытия филиала родной фирмы до новогоднего бала-маскарада. Больше различий и в одежде: платье «для коктейля» не заменит вечернего, а на вернисаже желательно выглядеть иначе, чем, например, на кинофестивале. Соответственно, и в группе тканей для нарядной одежды, еще недавно сравнительно стабильной, сегодня наблюдаются активные процессы роста и «обмена веществ»: некоторые ткани из этой группы переходят в разряд повседневных (так случилось с бархатом и атласом), другие проникают в престижную «тусовку» благодаря новому оформлению и вспышке интереса художников (что проделывают время от времени твид и деним). Более того, семейство нарядных тканей развивается особенно бурно за счет внутренних ресурсов в те годы, когда мода ставит акцент на отделки и рисунки, – а сейчас именно такой период. Поэтому нет ничего удивительного в том, что коллекции эксклюзивных тканей для нарядной одежды в новом сезоне могут быть представлены в ряду медных тенденций. 1/1 в первую очередь те ткани и материалы, которые обладают ключевыми для современной моды свойствами: полупрозрачностью, блеском, трехмерностью.

Столь популярные в прошлом и позапрошлом году гладкие прозрачные ткани – шифон, муслин, газ, органза – сегодня уже не вдохновляют модельеров сами по себе. Необходимы дополнительные эффекты: вышивка, флок-печать, гофрированная или «мятая» фактура, включение фасонных пряж или блестящих нитей. Фасонная (буклированная, эпонж, синель в ее разных современных вариантах и т.д.) или просто объемная, низкого номера пряжа, введенная в легкую разреженную структуру, уже в сигу разницы в плотностях может обеспечить эффект сжатости в полосе (так называемый «сераскер») без дополнительных отделок. Полученный таким образом эффект не только не исчезает после стирки или чистки, а даже усиливается. Элегантны очень легкие, просвечивающие жаккардовые ткани и ткани сложных переплетений (двухслойные).

Но и в них для контраста порой используется фасонная пряжа, подчеркивающая рисунок. Приветствуются модой набивные ткани. Однако часто набивку дополняет или заменяет рельефная флок-печать, в том числе с поблескивающими «крошками» – обрезками полиамида. Бархатистый рельефный рисунок особенно выразителен на гладкой блестящей или просвечивающей ткани. Наоборот, матовые мягкие крепы из сверхтонкой шерсти дополняются вышивкой блестящей вискозной или полиамидной нитью. Не просто игра прозрачных и непрозрачных участков, а рельефные и даже объемные мотивы на почти невидимом фоне – идея, явно найденная модой среди театральных декораций. Все многообразие нарядных тканей такого типа сводится на самом деле к немногим хорошо известным техническим приемам – кроме уже названных, это вышивка и аппликация по прозрачной ткани или тюлевой сетке. Однако эти популярные техники сегодня обыгрываются и комбинируются с невероятной фантазией.

Во-первых, вышивать можно не только аккуратные цветочки и старинные орнаменты. Необычно выглядят в технике вышивки мотивы, появившиеся в набивных рисунках только в конце XX века: абстрактные, камуфляжные, грубоватые «лоскутные», похожие на швы вручную или рубцы, компьютерные рисунки, «клеточные» – имитирующие структуру живой ткани под микроскопом… На смену равномерному ритму и правильной рассадке мотивов приходит свободное, как бы произвольное расположение, нерегулярность, неодинаковость деталей узора. Пластика ветвящихся линий напоминает сеть прожилок, нервов, кровеносных сосудов, естественно разросшиеся ветви или сплетенные лианы.

Еще дальше могут завести ткани и полотна, завоевавшие третье измерение – с отлетными и подвижными аппликациями (из прозрачной ткани, гипюра), длинными протяжками и свободно висящими концами нитей, с пряжей, напоминающей бахрому, перья, кусочки меха. Волосы и чешуя русалок, оперение врубелевского Демона, Весна и нимфы у Боттичелли – самые поэтические ассоциации рождаются при взгляде на эти причудливые материалы, которые заимствуют рисунки у живой природы.

Вышивать сегодня пробуют всем, что имеет протяженность. Фасонные пряжи с объемными узлами и крупными петлями, синель (как сейчас говорят, «шенил»), мохер, тесьма и шнуры, металлические и пластиковые нити, бить и канитель, тонкие полоски кожи и меха – все идет в ход, получая подкрепление блестками, бисером и стеклярусом. Все вышеназванное также провязывается в ажурных полотнах по отдельности и в различных комбинациях. Особенно модно объединение в одном материале очень тонкой v очень толстой пряжи. Миновало увлечение атласами и бархатами с вытравным рисунком, приелись ажурные полотна и сетки, но сама идея «прозрачное + плотное» в моде неистребима. Свидетельствует о том и сохранение интереса к кружеву, причем машинное кружево снова используется, как обычная ткань, дня всего изделия, а не для деталей и отделок. Получают дальнейшее развитие и «слоеные» ткани – между двумя разреженными, почти совершенно прозрачными слоями из очень тонких нитей видны объемные фасонные или ворсистые пряжи; ткань получается толстой, более или менее просвечивающей и очень легкой. Порой буклированная пряжа выходит на поверхность ткани и образует фактурные «острова» на гладком фоне. Вместо бархата предлагается жаккардовая или ажурная ткань из тонкой синели.

Не только легкие ткани, но и плотная шерсть подвергается дополнительному декорированию – вышивке блестящими нитями, перфорации (выжиганию), аппликации. Дизайнеры идут на всё ради необычного эффекта. Ажурное сукно – почему бы и нет?

В современной моде принято думать сразу об ансамбле, решать в едином ключе все составляющие его предметы, и нарядная одежда не становится исключением. Вечерние платья естественно дополняются нарядными пальто, жакетами или накидками. Для этого случая мода предлагает ткани с мохером (ворс образует «тающий» орнамент), жаккардовые ткани с рисунком под гобелен или парчу, ткани с синелью, объемные легкие букле с блестящими нитями. Верхняя одежда в нарядном ансамбле может быть и чисто символической, например, выполненной из слоев органзы или ажурных тканей и окаймленной мехом. Важно помнить, чтобы осенне-зимняя одежда была достаточно тёплой и защищала от морозов, поэтому на показах мод часто показывают новые модели спортивных толстовок, которые так популярны у молодого населения нашей страны.

Когда проходит первый взрыв восторга перед новыми тканями, женщина обычно спрашивает: «Ну и куда во всем этом пойти?» Открытое «русалочье» платье из уникального материала понадобится той, которая будет в центре всеобщего внимания. Если вы – не часть предстоящего зрелища, а только зритель, вам придется довольствоваться платьем из атласа «дюшес», двойного атласа, дамассе или тафты, ансамблем из креп-жоржета или шелкового муслина, расшитого потоками блесток или расписанного вручную, костюмом (в том числе брючным) из креп-сатина или шантунга. Парижские кутюрье предлагают вечерние атласные блузоны, вышитые жакеты-кимоно с мехом или многослойные юбки из тафты с маленьким лифом-корсетом. Под строгий костюм в мужском стиле или спенсер в стиле Шанель можно надеть романтическую блузку или топ из кружева, тюля с вышивкой, гипюра со стеклярусными подвесками, даже из прозрачного хлопка.

Атласы называют модным акцентом предстоящего сезона. Однако сейчас следовало бы говорить не об одной выделяемой модой ткани, а о сочетании, сопоставлении материалов, различных по фактуре, пластике, плотности. Их контраст усиливает выразительность. Замша с тафтой, тюль с кожей, мех и дамассе, муслин и вытравной бархат – чем неожиданнее, тем лучше. Мода рекомендует и цветовые контрасты, идущие на смену сближенному колориту. Рисунки – эффектные, крупномасштабные: редко разбросанные цветы, перья, традиционный восточный орнамент, исполненный тонкими линиями, чаще в одном цвете.
Для нарядных тканей, пожалуй, в наибольшей степени справедливо мнение о главенствующей роли материала в современной моде. Живописность сочетаний, богатство фактур, глубина цвета – все пробуждает творческую мысль и фантазию художника. Теперь главное – чтобы модели были достойны роскоши тканей!


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *