Каждому человеку наверняка известна общепризнанная классификация эволюции человека. Та классификация, по которой современный человек является венцом природы по многим параметрам: антропологическим, сознательным и т.д. И, по общему мнению, признан разумным. Но, анализируя деятельность человечества за последние тысячелетия, можно сказать, что мы неверно представляем себе, каким должен быть человек разумный. Мало научиться есть с помощью ложки и вилки, шить себе одежду, строить себе крышу над головой. Надо еще и жить разумно, думать разумно. Человек осознающий – более верное определение нынешнего этапа эволюционного развития человечества. А человек разумный – это следующий этап, это будущее. Выглядеть он будет следующим образом: рост заметно выше среднего, стройный, без жировых отложений. Голова вытянется снизу вверх с заостренным подбородком и выпирающими на лице скуловыми костями. Лобные ассоциативные зоны останутся такими же, как у современного человека, зато теменные ассоциативные зоны заметно увеличатся, что будет видно по черепу человека – он вытянется вверх и немного назад. Со стороны череп человека разумного будет похож на гриб: с толстой ножкой и шляпкой. Мозжечок у него будет чуть меньше, чем сейчас. Жить человек разумный будет больше 300 лет.
Чтобы понять, почему человека современного нельзя назвать разумным, проанализируем некоторые его характерные черты. Человек, начинающий свое общение с другими подобными себе по возрасту, например, в яслях или в детском саду, всегда будет строить свои взаимоотношения по одному принципу: более сильный и жестокий всегда будет подчинять себе окружающих, заставляя всех или силой, или собственным примером следовать за собой. Обычно лидером в силу своих физических и, что важнее, психологических качеств становится не самый разумный человек. Тоже самое происходит в школе или во дворе.
А теперь рассмотрим принципы сосуществования среди животных. У всех стайных животных вожаком всегда становится тот, кто злее, агрессивнее и сильнее. К примеру, лев, пришедший со стороны, будет становиться главой существующего прайда, когда он сильнее и злее нынешнего главы прайда, которого он прогонит или убьет. Это совершенно нормальная жизнь животных в стае. И если стайных (общественных) животных расположить в ряду: кошки (большие), собаки, обезьяны, люди; то есть по мере увеличения головного мозга, то можно увидеть, что механизм формирования лидерства в группе животных полностью идентичен для всех видов. Различие же будет проявляться в том, что с увеличением головного мозга меньше будет убийств в борьбе за лидерство. И человек отличается от других видов животных тем, что в своей борьбе за лидерство он использует вторую сигнальную систему – речь. И поэтому можно сказать, что человечество не так далеко ушло от своих ближайших родственников – обезьян. Почему же так получается?
Основная причина заключается в том, что у человека разумного в отличие от современного человека будут по-другому развиты ассоциативные зоны головного мозга, а также ряд других базовых параметров мозга. Подробнее об этом будет рассказано в более поздних публикациях, а также на сайте Реальная психология. Здесь же рассмотрим другие причины, не позволяющие называть человека современного Homo sapiens.
С момента, когда ребенок учится понимать родную речь, родители, няни, воспитатели стараются привить ребенку правильное с точки зрения общепризнанных стереотипов поведение. И в большей или меньшей степени подавляющее большинство детей впитывают эти основы воспитания. Проблемы же начинаются, когда этих изолированных друг от друга детей сводят вместе в детском саду, а потом в школе. Сразу же начинается борьба за лидерство. Это начальный этап формирования взаимоотношений между людьми и сразу по обычному принципу животного мира – побеждает сильнейший.
Следующим фактором, свидетельствующим о том, что современного человека нельзя называть разумным, является несоответствие поведение большей части людей нормам поведения и законам, выработанным обществом. Разве в понятия «разумность» входит несоответствие слов и дела, когда, например, депутат утром принимает антикоррупционные законы, а вечером берёт взятки за предоставление каких-либо чиновнических услуг? Или когда человек для получения каких-либо материальных ценностей прибегает к воровству, грабежу, наконец, убийству.
Особняком в этих факторов «неразумности» стоят не отдельные нарушающие законы индивиды и не группы людей, объединенные в преступные группировки, а сообщества людей, живущих на одной территории и обозначаемые как государство. Ведь взаимоотношения между странами при всей внешней похожести на разумность и порядочность строятся по совершенно обычным для животного мира принципам: обычно кто сильнее, тот и прав. Например, самое сильное в экономическом и военном плане государство – США, только после 2000-го года неоднократно нападало на другие страны, которые с их точки зрения нуждались в «демократии». А какими трактовками понятия «разумность» можно объяснить атомную бомбардировку японских городов? По своей жестокости и бессмысленности она сравнима с гитлеровскими газовыми камерами. И если бы во Второй мировой войне победила не антигитлеровская коалиция, а страны оси и их союзники, то сейчас мы осуждали бы не газовые камеры, а атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. И в понятие разумность входит не подобострастно принимать всё, что делает и говорит самое сильное государство, а абсолютно беспристрастно, с учётом выработанных обществом норм и правил, оценивать действие абсолютно всех стран, в том числе и самых сильных и развитых, сколько бы не было у них вооружений.
Эти обобщения показывают, что в действиях современного человека гораздо больше не разумного, чем разумного. И поэтому пока рано называть современного человека Homo sapiens.