Искусство мавров

Дворик миртов на территории дворцового комплекса Альгамбра в Гранаде сооружен в XIV веке. В 711 году армия мусульман-берберов вторглась на Пиренейский полуостров из Северной Африки и сокрушила войско вестготов. Лишь в 732 году фактический правитель Франкского королевства Карл Мартелл остановил продвижение мусульман в Европу, разбив их по ту сторону Пиренеев. На Пиренейском же полуострове христианские государства сохранились только в горах Астурии и Стране басков. Поначалу завоеватели подчинялись халифу, жившему в далеком Дамаске, но позднее на территории Испании возник независимый эмират. При эмирах из династии Омейядов (она правила с 756 по 1031 год) в стране процветали искусства, науки и литература. Самым значительным правителем династии Омейядов был Абдаррахман III, правивший в X веке. В эти годы столица его державы, Кордова, стала самым красивым городом Европы – поспорить с ней мог разве что Константинополь. В Кордове проживал почти миллион человек. Лишь после падения династии Омейядов Кордовский халифат распался на несколько небольших мавританских эмиратов, враждовавших друг с другом. Отсутствие сильной централизованной власти помогло христианским государствам, находившимся на севере Испании, постепенно отвоевать у мавров всю страну и вновь обратить ее в христианскую веру. В 1492 году пал последний мавританский оплот – Гранада.

Искусство Омейядов. Для периода VIII-XI веков характерны три типа архитектурных памятников. Во-первых, это мечеть, состоящая из минарета, внутреннего двора с фонтаном и молитвенного зала квадратной формы; в мечети имелась также священная ниша – михраб. Другой тип зданий – алькасар, дворец, окруженный садами; внутри дворца имелось несколько двориков. Наконец, крепость, алькасаба, возводилась на горах и холмах и была окружена зубчатыми стенами со сторожевыми башнями. Особенно красивый образец такой крепости находится в Малаге. Самый знаменитый памятник, относящийся к этому периоду, – мечеть в Кордове, построенная в 785-1009 годах. Она сооружена в точном соответствии с принципами мусульманской архитектуры. Здесь использованы такие характерные элементы, как арки в форме подковы, рельефы, выложенные из кирпича, зонтичные купола и необычайно пышные орнаменты.

Искусство Альмохадов. В XII-XIII веках художественные вкусы стали более строгими. Столицей державы Альмохадов была Севилья. Все украшения сводились к геометрическим рельефам, располагавшимся в виде широких полос. Стали использоваться разноцветные изразцы – «асулехо», а также потолки особого типа -артесонадо. В каллиграфии укоренились курсивные почерки и растительные орнаменты.

Искусство Насридов. Самым значительным памятником эпохи правления Насридов (1230-1492 годы) является дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде, построенный во второй трети XIV века, в годы правления султанов Юсуфа I и Мухаммеда V. Этот архитектурный ансамбль неправильной формы состоит из различных павильонов, колоннад и великолепных дворов. Целые стены украшены лепниной и керамикой. Рамы дверей и окон, обращенные к наблюдателю, покрыты орнаментами, которые дополнялись искусными декоративными панно.

Стиль мудехар. На землях, отвоеванных у мавров испанцами, арабская культура отнюдь не исчезла. Многие мусульманские мастера теперь находились на службе у христианских правителей, но сохраняли свои художественные традиции. В XI-XV веках получил распространение стиль мудехар. Он утверждался на землях Пиренейского полуострова по мере того, как их освобождали христиане. Отдельные элементы мавританской архитектуры, например, потолки артесонадо, еще в течение нескольких столетий оставались неотъемлемой частью теперь уже испанской архитектуры. Яркие примеры придворного стиля мудехар – синагоги в Толедо и здания, возведенные для Педро Жестокого, короля Кастилии и Леона, в Тордесильясе и Севилье. Народная разновидность стиля мудехар отличается определенными особенностями в разных областях Испании. Так, в Кастилии часто встречаются декоративные аркады – они служат украшением стен, а в Арагоне широко применяются геометрические узоры и изразцы «асулехо», которыми облицовывали стены колоколен.

Мавританские художественные ремесла. В исламе традиционно осуждается изображение людей и животных, зато широкое распространение получили разнообразные орнаменты, ставшие неотъемлемым элементом любого художественного ремесла. Орнаментами покрывали искусно отделанные деревянные панели, драгоценную парчу, оружие, изящные шкатулки из слоновой кости или керамику.


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *