В День Конституции: «Русская Правда Ярослава Мудрого»

Русская Правда – древнейший памятник славянского права. Во всех своих редакциях и списках это документ большого исторического значения. На протяжении нескольких веков Русская Правда служила важнейшим руководством при судебных разбирательствах. Ее различные редакции были включены в состав или послужили источникам многих более поздних юридических памятников: Псковской судной грамоты 1467 г., Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., вплоть до Соборного Уложения 1649 г. Долгое применение Русской Правды в судебных делах объясняет появление таких изводов пространной редакции Русской Правды, которые подвергались переделкам и дополнениям еще в XIV-XVI вв.

Становление древнерусского права представляло собой продолжительный исторический процесс. В условиях догосударственных обществ поведение людей регулировали обычаи. С возникновением государства господствующие слои начали приспосабливать обычаи своим интересам санкционировали и применяли их принудительно силой государственных органов. Так возникло обычное право, которое долгое время имело силу правового источника. Система норм обычного права существовала в устной форме, поэтому значительная часть обычаев не сохранилась, поскольку не была зафиксирована ни в сборниках права, ни в летописях. О существовании в Древней Руси достаточно развитого обычного права («закона русского») известно уже по договорам с Византией 1-й половины Х в. Однако кодификация его уголовной части – наказаний за убийство, за оскорбление действием, за преступления против собственности – впервые произошла, по-видимому, при Ярославе Мудром. Тогда же произошла фиксация ряда норм княжеского судопроизводства («Покон вирный», регулировавший содержание крестьянской общиной-вервью княжеского судебного чиновника – «вирника»). Еще Владимир Святославич пытался внести в древнерусское обычное право некоторые византийские нормы, например, смертную казнь, но они не прижились. С формированием на Руси церковной иерархии произошло разделение суда по византийскому образцу на светский (княжеский) и церковный. К церковной юрисдикции относились преступления, совершавшиеся особыми категориями населения (духовенством и так называемыми церковными людьми), а также дела, связанные с браком, семьей, наследством, «волхвованием» (колдовством). Нормы древнерусского церковного права нашли отражение в церковных уставах Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и др. позднейших князей, Кормчих книгах и др.

Наиболее ранний сохранившийся памятник светского законодательства Древней Руси стал известен как «Русская Правда». Он сохранился в трех версиях, известных как Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Время их возникновения и соотношение друг с другом остаются предметом научной дискуссии, современные исследователи все чаще призывают рассматривать версии «Русской Правды» как два или три самостоятельных памятника, а не как редакции одного и того же законодательного кодекса.
Сам термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд: отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо. Источниками «Русской правды» стали, помимо норм обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствования из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания, а также памятников византийского церковного и светского права.
«Русская Правда» сохранилась в очень большом количестве рукописных списков (свыше 110). Но все они относятся к сравнительно позднему времени, не ранее конца XIII в. Все тексты «Правды» находятся в составе различных сборников или летописей.
Краткая Правда известна всего в двух списках, тесно связанных друг с другом. Она помещена под 1016 г. в так называемых Академическом и Комиссионном (названия даны по месту хранения) списках Новгородской первой летописи младшего извода. Обе рукописи созданы в XV в., то есть спустя более 400 лет после предполагаемого времени создания Краткой редакции (при Ярославе Мудром и его сыновьях). Именно текст Краткой редакции обнаружил и впервые подготовил к печати в 1738 г. русский историк В.Н. Татищев. В списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи.

Краткую Правду традиционно делят на Правду Ярослава Мудрого (первые 17 статей, по разбивке исследователей) и Правду Ярославичей (статьи 19-41). Иногда в Правде Ярослава выделяют еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.
«Правда Ярославичей», согласно традиционной точке зрения, была составлена в 70-е XI в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на «Покон вирный» (то есть «Устав о штрафах» в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей) и «Урок мостникам» (то есть правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах).
Пространная Правда представлена наибольшим количеством списков (свыше 100). Текст «Русской Правды» в них разбит киноварными (красными) заголовками и заглавными буквами. Рукописи Пространной редакции по содержанию представляют собой различные юридические сборники («Кормчие книги», «Мерило Праведное» и др.). Самые ранние из них можно датировать концом XIII в.
Текст Пространной Правды был создан не ранее XII в. Ряд исследователей связывают его возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 гг. Общим для всех видов (или изводов) Пространной Правды является объединение текста, близкого, но не идентичного Краткой Правде, с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113 гг., а также Уставом Владимира Мономаха 1113 г. (он определял размеры процентов, взимавшихся по займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 озаглавлены как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды, по-видимому, действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.
Некоторые исследователи полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, на который распространялось действие ее норм.

К третьей редакции Русской Правды относятся два списка так называемой Сокращенной Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Почти все исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной.
«Русская Правда» рассматривает лишь сравнительно небольшой круг правоотношений. По-видимому, даже после складывания первичных светских законодательных сводов бóльшая часть светских социальных взаимосвязей продолжала регулироваться устным правом. Источники (как правовые, так и нарративные) не содержат свидетельств существования в Древней Руси письменной правовой системы, подобной византийской, в которой монархическая власть издает обширные собрания законов, регламентирующие различные аспекты жизни общества. Запись законов и правовых актов в Древней Руси существовала, но применялась редко.


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *